Инструкция по сопровождению инвалидов по территории ДОУ
О библиотеке(ах) приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ создана библиотека в соответствии с адаптированной программой для детей с ОВЗ (ТНР).
В каждой возрастной группе организованы и расположенные на уровне ребёнка книжные полки или стеллажи, на которых располагаются (в свободном доступе детей):
- по одной-три книги одного содержания с разными иллюстрациями и разного размера;
- книжки-игрушки, книжки-самоделки по сюжетам сказок или ситуациям из жизни детей, которые они выполняют на занятиях по изобразительной деятельности вместе с воспитателями;
- листки-картинки с текстами стихотворений, которые дети уже знают и которые разучивают (иллюстрации к текстам литературных произведений могут быть выполнены педагогами совместно с детьми);
- детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения о безопасном поведении в доме, на улице и в природе, о родном крае, природе России, народных промыслах, героях России, о труде пожарных, полицейских, водителей транспортных средств, врачей, строителей и др.;
- детские книги познавательного содержания о жизни, культуре, истории разных стран, с иллюстрациями, посвященные правам и обязанностям детей и взрослых;
- диафильмы, видео и компакт-диски с фрагментами кинофильмов и телепередач, отражающих жизнь и деятельность людей, их отношение к безопасности жизнедеятельности, труд спасателей, особенности жизни растительного и животного мира и т. п;
- иллюстрированные книги-азбуки, например, «АЗБУКА: Из коллекции государственного Эрмитажа» (иллюстрированный материал Л. Я. Лившиц, М. Ю. Секликовой); М. С. Зимина Азбука этикета» и др.;
- иллюстрированные кубики с сюжетными картинками (шестьдвенадцать частей) для воспроизведения сюжета сказок и др.;
- иллюстративный материал (картины, фотографии), отражающий бытовой, социальный, игровой опыт безопасной жизнедеятельности детей, по произведениям художественной литературы, сюжетам мультфильмов, отражающих временные представления и др.;
- книжки-самоделки по сюжетам сказок или по ситуациям из жизни детей (изготавливаются в совместной деятельности воспитателями с детьми), листки-картинки с текстами стихотворений, которые дети уже знают и которые разучивают в настоящее время (иллюстрации к текстам литературных произведений могут быть выполнены педагогами совместно с детьми;
- слоговые таблицы А. С. Штерн и Н. Б. Покровского (включающие слоги типа СГ (согласный — гласный), ГС (гласный — согласный), СГС (согласный — гласный — согласный), ССГ (согласный — согласный — гласный), СГСС (согласный — гласный — согласный — согласный).
О доступе к информационным системам и телекоммуникационным сетям приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
Для взрослых, педагогов оборудованы места для доступа к сети Интернет: стационарные компьютеры (4 штуки), ноутбуки (9 штук), для обеспечения доступа к информационным системам в других помещениях ДОУ, видеопроектор (4 штуки), экран (4 штуки).
Воспитанники, в том числе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья не имеют доступ к информационным системам, специального помещения (компьютерного класса) в МБДОУ нет.
О наличии специальных технических средств обучения, коллективного и индивидуального пользования
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется: коррекционное оборудование; релаксационное оборудование; сборник видеофильмов для релаксации; каждая группа оснащена уголком уединения; имеются богатые наборы пособий для отработки разнообразных эмоций; настенные модули; картотеки коррекционно – развивающих игр на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы; логопедические пособия и дидактические игры.
Разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы
О специально оборудованных кабинетах
Специально оборудованные учебные кабинеты
Вид информационной системы, кол-во |
Вид помещения |
Функциональное использование |
Категория пользователей |
проектор, экран, ноутбук |
музыкально – спортивный зал - здание 1, 2, 3, 4 |
демонстрация видео - материалов |
воспитатели, специалисты МБДОУ, родители, обучающиеся |
персональный компьютер, МФУ выход в Интернет принтер электронная почта |
методический кабинет - здание 2, 3 |
осуществление методической помощи педагогам; организация консультаций, семинаров, педагогических советов; работа с отчетной документацией, оформление педагогического опыта |
старший воспитатель, воспитатели, специалисты МБДОУ |
персональный компьютер, принтер |
кабинеты педагога – психолога - здание 1, 2, 3, 4 |
занятия с детьми работа с отчетной документацией |
педагог - психолог |
персональный компьютер, принтер, ноутбук |
кабинеты учителей – логопедов - здание 1, 2, 3, 4 |
занятия с детьми, работа с отчетной документацией |
учителя - логопеды, дети |
копировальный аппарат |
кабинет музыкального руководителя - здание 1 |
работа с дидактическим наглядным раздаточным материалом |
воспитатели, специалисты ДОУ |
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ 9 коррекционных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов ДОУ.
Для практических занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ оборудованы необходимым дидактическим, практическим и игровым материалом (для детей с ТНР) - групповые помещения, кабинеты учителей – логопедов, кабинеты педагогов – психологов (здание № 1, здание № 2, здание № 3, здание № 4).
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, под корковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников, в том числе детей с ОВЗ, инвалидов. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями.
В группах в зонах двигательной активности имеется инвентарь и оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, в том числе детей с ОВЗ: массажные коврики, роликовые тренажеры для ног, дорожки «здоровья» для хождения по неровной поверхности (пробки, галька, шишки, песок, канаты), мячи разных размеров, мячи хип-хопс, скакалки, кольцебросы, дартс, кегли, дидактические спортивные игры, инвентарь для спортивных игр (теннис, гольф, бадминтон, хоккей, футбол, волейбол, городки).
На каждом групповом участке имеются малые формы для активной двигательной деятельности детей, в том числе детей с ОВЗ: бревна, перекладины, лесенки вертикальные, лесенки-стремянки, кольца-мишени; игровое оборудование для развития двигательных способностей: паровозики, домики, машины, лодочки.
В физкультурно-музыкальном зале каждого здания расположена большая часть оборудования для двигательной активности детей, в том числе детей с ОВЗ (гимнастическая стенка, акониты – различных размеров, имеются маты, для обеспечения страховки, предотвращения травматизма, мячи разных размеров, обручи, скакалки).
Для индивидуального использования - косички, флажки, ленточки, мешочки, гантели. Физкультурно-музыкальные залы соответствуют всем санитарным нормам, дозировка и нагрузка на физкультурных занятиях соответствует возрасту детей.
Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов зависит от их габаритов и предназначения.
Гимнастическая стенка установлена стационарно, прочно крепится к стене с дополнительными пособиями: лесенка с зацепами, доски, горка-скат. Крупные предметы (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы, кубы и т. д.) размещаются вдоль стен помещения.
Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены таким образом, чтобы не мешали детям проявлять свою двигательную активность.
Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики, и т. д.) хранятся на специальных полках. Оборудование расположено таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться.
Середина зала остается свободной для проведения подвижных игр и упражнений с использованием разных пособий.
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В нашем ДОУ осуществляется систематическая работа с детьми с особыми образовательными потребностями:
- созданы условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- на каждого ребёнка с ОВЗ составляется АОП;
- реализация АООП дошкольного образования с учётом характера нарушения в развитии детей с ОВЗ в условиях специализированных групп;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки;
- сотрудниками ДОУ осуществляется деятельность по расширению опыта социального взаимодействия неорганизованных детей-инвалидов города. В большей степени это осуществляется через социально - значимые акции.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность:
- воспитатели, имеющие специальную подготовку,
- семь учителей-логопедов,
- три педагога-психолога,
- две медицинские сестры,
- врач-педиатр.
Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе специальных методических разработок и дидактических пособий.
В ДОО специалистами службы ППк обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания ДОУ для детей с ОВЗ соответствует ФГОС ДОУ, педагогическим требованиям, требованиям к реализации адаптированной основной образовательной программы, современному уровню образования и санитарным нормам.
В групповых помещениях имеются:
- для социально-коммуникативного развития детей: наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разнообразные занятия детей и взрослых; картинки и фотографии, отражающие разные эмоциональные состояния людей (весёлый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивлённый, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации.
- для процессуальных и сюжетных игр: игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные (очеловеченные) животные из разных материалов (мишки, собачки, кошечки и т. д.); стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.); стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.); игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки), лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки), уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веник, салфетки); игры в парикмахерскую (зеркало, расчёска, ленточки, флаконы), игры в магазин (весы, игрушечный калькулятор, касса, деньги, муляжи продуктов и др.), игры в цирк (заводные игрушки: обезьянка, курочка, заяц с барабаном; перчаточные куклы, маски), игры в солдатиков (соответствующие наборы игрушек) и др.;) строительные наборы для изготовления мебели, домов, дорожек и пр.; машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые и гоночные машины, подъёмный кран, самолёты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.); детские телефоны, предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, жёлуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.); крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.; большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно делать поезда, туннели, дома и пр.
- для познавательного и речевого развития детей: бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности, выполненные из различных материалов, разных размеров, цветов, фактур, наличие одинаковых наборов игрушек; пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий; большая напольная пирамида для совместных игр детей; матрёшки; наборы кубиков и объёмных тел (цилиндры, бруски, шары, диски); игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.); наборы разнообразных объёмных вкладышей; мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, пазлы; конструкторы; игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, пищалки, колокольчики, шумовые коробочки, клюющие курочки и др.); заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.).
- для развития познавательной активности, экспериментирования: стол с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.); разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, неработающая кофемолка, телефон и пр.); приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки); игрушки из материалов разного качества и разной плотности (из тканей, резины, дерева, пластика и др.; мягко набивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.); пластические материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); трубочки для продувания, просовывания; игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застёжками, головоломки, наборы для игр, направленных на решение проблемных ситуаций); игрушки со светозвуковым эффектом; «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками; игрушки и предметы для наблюдения (электрическая железная дорога, серпантинная дорога, эстакады с движущимися игрушками, мыльные пузыри и др.); наборы предметных картинок и сюжетных картин по разным темам (например, «Домашние и дикие животные», «Деревья. Кустарники. Травы», «Насекомые», «Птицы», «Профессии», «Правила дорожного движения», «Сезонные изменения в природе» и т. д.); книги, открытки, альбомы, аудиоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.
- для развития речи: книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); подборка дидактического и иллюстративного материала по лексическим темам; говорящие книги; предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки и классификации (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.); говорящие куклы, аудио записи песен, стихов, сказок.
- для художественно-эстетического развития детей: книги с красочными иллюстрациями, репродукции; альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства; альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов; музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара); фланелеграф; стенд для демонстрации детских рисунков и поделок; ёмкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.
- для изобразительной деятельности: наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель, пищевые красители); кисти для рисования, клея; палитра, ёмкости для воды, красок, клея; салфетки для вытирания рук и красок; бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликации; глина, пластилин (не липнущий к рукам); печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; трафареты для закрашивания; доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом; мольберты; фартуки и нарукавники для детей.
- для музыкального развития детей: игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино, шумовые инструменты, в том числе самодельные); игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки); аудиосредства (магнитофон; аудиоматериалы с записями музыкальных произведений).
- для театрализованной деятельности: оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и др.); карнавальные костюмы, маски; фланелеграф (магнитная доска) с набором персонажей и декораций, различные виды театров (бибабо, настольный плоскостной, магнитный, теневой);
- для физического развития детей: различные приспособления, способствующие развитию двигательной активности детей (ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки), модульные сооружения различных форм, изготовленные из разнообразных материалов; верёвки; дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения; массажные дорожки и коврики с разным покрытием; игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику, в том числе: мячи разных размеров, в том числе массажные; кегли; обручи, кольца; игрушки, которые можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания; доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками; специальные приспособления (стенды, тренажёры), предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застёжки — молнии, пуговицы, петли, крючки, шнуровки и др.); коробки с разными крышками и прорезями, копилки.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МБДОУ создаются условия доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- на центральном входе имеются таблички для слабовидящих посетителей, с использованием рельефно-точечного тактильного шрифта Брайля, предназначенного для чтения незрячими людьми;
разработан паспорт доступности учреждения с учетом лиц с ограниченными возможностями здоровья; - в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам для детей с ОВЗ.
О специальных условиях питания
Организация питания воспитанников в МБДОУ № 23 «Золотой петушок» осуществляется в соответствии с нормативными документами:
- Уставом МБДОУ № 23 «Золотой петушок»,
- Положением о питании МБДОУ № 23 «Золотой петушок»,
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20, «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»,
- СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Меню в МБДОУ обеспечивает сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом, длительностью пребывания детей в учреждении. В меню включены все группы пищевых продуктов и продуктового сырья. Такие продукты, как хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное масло, сахар, овощи, включены в меню ежедневно, остальные продукты (творог, сыр, яйцо, кондитерские изделия, рыба, фрукты,) включаются в меню 2 – 3 раза в неделю. В исключительных случаях при отсутствии необходимого набора продуктов проводится их замена на продукты, равноценные по химическому составу в соответствии с таблицей замены. Интервалы между приемами пищи не превышают 4 часов.
Настоящее меню разработано:
с целью обеспечения пищевыми веществами и энергией детей дошкольного возраста и обеспечивает физиологические потребности детей в возрасте от 1,5 до 7 лет;
с целью повышения витаминной ценности питания в дошкольных учреждениях проводится круглогодичная искусственная C-витаминизация готовых блюд (из расчета для детей 1 - 3 лет - 35 мг, для детей 3 - 6 лет - 50,0 мг на порцию). Препараты витаминов вводят в третье блюдо (компот, кисель и т.п.) после его охлаждения до температуры 15 °C (для компота) и 35 °C (для киселя) непосредственно перед реализацией, витаминизированные блюда не подогревают;
с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания в дошкольном учреждении для двух возрастных категорий: для детей с 1 года до 3 лет и для детей от 3 до 7 лет;
с учетом сезонности – зимне-весенний и летне-осенний периоды;
с учетом норм физиологических потребностей детей в минеральных веществах (кальций, железо) и витаминах (С, В1, В2)
с учетом энергетической и биологической ценностью рациона питания детей;
с соблюдением оптимального соотношения пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) - составляет 1:1:4 соответственно и калорийности не превышает +/- 10%, микронутриентов +/- 15%;
с учетом территориальной особенности питания населения и состояние здоровья детей.
Настоящее меню содержит информацию о количественном составе основных пищевых веществ и энергии по каждому блюду, приему пищи, за каждый день и в целом за период его реализации. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, соответствуют их наименованиям в технологических картах и сборниках рецептур.
В меню нет повторений одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в смежные дни.
Отдельное меню для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
О специальных условиях охраны здоровья
Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня.
Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультура (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки.
Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники.
Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и медицинского персонала позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности.
Для охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с санитарными правилами: проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют на консультацию к специалистам (для санации).
Медицинский персонал наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществляет контроль их деятельности.
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к электронным образовательным ресурсам для обучающихся с ВОЗ МБДОУ № 23 «Золотой петушок» осуществляется, через педагогов и родителей (законных представителей)
Образование
http://pedlib.ruПедагогическая библиотека
http://www.logoburg.com ЛОГОБУРГ - творческое объединение логопедов. Масса интересных статей и практической информации.
http://psyparents.ru -Детская психология для родителей: Материалы МГППУ. Цель проекта - психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, профилактике нарушений личностного развития.
http://dob.1september.ru-" Газета дошкольное образование". Широкий спектр материалов учебного, воспитательного и развивающего характера для родителей и работников дошкольных образовательных и воспитательных учреждений.
Творчество, досуг детей
http://www.solnet.eeДетский портал
http://stranamasterov.ru Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.
http://teremoc.ru Коллекция игр, загадок, ребусов on-line и off-line и др.
http://playroom.com.ru Игровая комната. Материалы для организациии детского досуга. Сборник развивающих игр: кроссворды, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки и др.
http://detiseti.ru/modules/myarticles/topic/25 Пальчиковые игры. Подборка описаний пальчиковых игр (игр для развития мелкой моторики) для детей от 1 года.
http://nachalka.info/preschool Веселые развивалки:"Учись, играй, отдыхай" Разработан ООО "Кирилл и Мефодий". Занятия по арифметике, чтению, познанию окружающего мира, ПДД и др.
Советы родителям
http://www.nanya.ru
http://www.babyparents.ru
http://allforchildren.ru
http://detsad-kitty.ru
http://www.detskiysad.ru