История появления проекта:
Работая в группе для детей с ТНР, я поняла, что детям становятся недоступны для понимания загадки. Они затрудняются отгадать загадку, не говоря уже о том, чтобы придумать ее самим. Дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в понимании текста загадок.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных, на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей являются пассивными наблюдателями.
Однажды мы играли с детьми в игру «Угадай-ка», у них появилось желание придумать свои собственные загадки. Первые попытки стали не успешными. Дети пришли к выводу, что не умеют без помощи взрослых сочинить загадку. Так появился проект «ЗАГАДАЮ я ЗАГАДКУ».
Проблема:
Психологи и педагоги обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей. Современные дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать речь - он только слушает. Речь детей становится скудной - она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами любимых героев комиксов.
Детям нравится отгадывать загадки, но как придумать загадку, в чём её секрет они не знают.
Что делать для того чтобы научиться отгадывать и составлять загадки?
Вид проекта:
нормативный, групповой.
Участники проекта:
дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи, учитель-логопед, воспитатели, родители детей.
Продолжительность проекта:
сентябрь 2018 – апрель 2019 гг.
Цель:
развитие речевого творчества через составление загадок.
Задачи:
- Формировать умение составлять загадки разнообразные по структуре.
- Развивать произвольное внимание, логическое мышление.
- 3. Воспитывать умение работать сообща, помогая друг другу.
- 4. Расширять и активизировать словарь (предметный, глагольный, слова-признаки).
Предполагаемый результат:
- повышение интереса к устному народному творчеству;
- расширение кругозора у детей;
- активизация словарного запаса;
- развитие грамматического строя и связной речи у детей;
- привлечение родителей к непосредственному участию в жизни группы и детского сада.
Этапы реализации проекта:
Этапы |
Содержание |
Срок реализации |
Виды деятельности |
Инициатива |
Взаимодействие участников |
Результат |
1. Подготовительный |
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной проблеме |
1 неделя сентября |
Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная |
Воспитатель определил проблему |
Воспитатель – ребенок |
Перспективный план реализации проекта в виде ментальной карты. Схемы – модели составления загадок |
Составление с детьми ментальной карты |
2 неделя сентября |
Дети определяют формат реализации проекта |
Ребенок - воспитатель |
|||
Создание схем-моделей составления загадок |
2 неделя сентября |
Воспитатель знакомит с основными моделями. Дети сами определяют формат схем-моделей и оформляют их |
Воспитатель-ребенок |
|||
Проведение мастер-класса от детей «Загадаю я загадку» (знакомство с моделями загадывания загадок) |
3 неделя сентября |
Ребенок демонстрирует родителям как с помощью схем-моделей можно придумать загадку |
Ребенок – родители – воспитатель |
|||
2. Основной |
Утренний круг «Загадка дня» |
Ежедневно |
Коммуникативная Игровая |
На начальном этапе реализации проекта воспитатель дает образец. В дальнейшем ребенок сам определяет кого и по какой модели он будет сегодня загадывать. |
Воспитатель-ребенок |
Ежедневный ритуал |
П/игра-имитация «Угадай, кого я загадал» |
Сентябрь-апрель |
Двигательная Игровая |
Ребенок самостоятельно определяет кого загадывать, с помощью договоренности определяют кто загадывает, а кто отгадывает. |
Воспитатель – дети |
Дети определяют характерные признаки загадываемых предметов. |
|
Создание «Полянки загадок» |
1 неделя октября |
Изобразительная |
Дети сами определяют формат «полянки», где ее размещать, и правила заполнения. |
Дети – воспитатель |
«Полянка загадок» |
|
«Вечера загадок» совместные мероприятия с родителями |
1 раз в месяц |
Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора |
Родители презентуют загадки, которые сочиняли с детьми дома. |
Родители-дети-воспитатели |
Традиционное мероприятие, объединяющее всех участников образовательного процесса |
|
Зарисовка загадок «Я нарисую, ты угадай!» |
Постоянно |
Изобразительная |
Дети выбирают объекты загадки |
Дети – воспитатель |
Альбом зарисованных загадок |
|
КВЭСТ «Загадки детства» (совместно с родителями) |
Январь |
Двигательная |
Воспитатель определяет маршрут, а родители продумывают задания КВЭСТА |
Родители – воспитатель |
Родители и дети познакомились с загадками своего детства |
|
Составление коллективного коллажа «Отгадай загадку» |
Март |
Изобразительная |
Дети продумывают сюжет, распределяют обязанности. |
Дети-воспитатель |
Коллаж |
|
Викторина для детей других групп «Загадаю Я загадку» |
Март |
Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора |
Дети придумывают задания, являются ведущими. |
Дети-дети |
Активизация словаря |
|
Конкурс на самую интересную загадку. |
Февраль |
Коммуникативная |
Дети определяют участников, жюри и призы. |
Дети-дети |
Обогащение и активизация словаря |
|
Создание книги-сборника загадок «Загадки дня» |
Октябрь-апрель |
Изобразительная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора |
Дети и родители в ходе реализации всего проекта собирают страницы книги. |
Дети-родители-воспитатель |
Книга-сборник «Загадки дня» |
|
3. Итоговый |
Конкурс загадок, составленных совместно с родителями; |
Март |
Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора |
Ребенок определяет любимую загадку, придуманную вместе с родителями, а дети ее отгадывают, зарабатывая звезды. |
Ребенок – родители – воспитатель |
Обогащение и активизация словаря |
Презентация книги-сборника загадок «Загадки дня» |
Апрель |
Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора. |
Дети презентуют родителям страницы книги с предложением отгадать загадки |
Ребенок – родители |
Мероприятие, объединяющее всех участников образовательного процесса |
|
Развлечение «Планета загадок» |
Апрель |
Коммуникативная, двигательная |
Дети определяют формат мероприятия и приглашенных гостей |
|||
Анализ результатов психолого-педагогической диагностики. |
Май |
Воспитатель и педагог психолог наблюдают за самостоятельной деятельностью детей, анализируют продукты реализации проекта. |
Воспитатель, педагог-психолог |
Результаты психолого-педагогической диагностики |